ИГРОТЕКА В КРУГУ СЕМЬИ
Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребенка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Во время игры со словом учитывайте настроение Ребенка, его возможности и способности. Играйте с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
"Только веселые слова"
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит "Клоун". Второй: "радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зеленые слова (например, огурец, елка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т.д.)
"Автобиография"
Вначале кто-то из Взрослых берет на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведется рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путем наводящих вопросов выяснить, о ком или о чем идет речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.
Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе". (Л "Волшебная цепочка".
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим "мед", и спрашивает у игрока стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
Мед - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.
"Слова мячики"
Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями . Теперь уже Ребенок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
"Антонимы в сказках и фильмах"
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истиное название - антоним, а Ребенок должен будет угадать истинное название Сказки.
Примеры заданий:
"Зеленый платочек" ("Красная шапочка")
"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах")
"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке")
"Один из Молоково" - ("Трое из Простоквашино")
"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине")
"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик")
"Если вдруг"
Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, если вдруг на Земле исчезнут:
- Все пуговицы;
- Все ножницы;
- Все спички;
- Все учебники или книги и т.д.
Что произойдет?
Чем это можно заменить?
Ребенок может ответить: "Если вдруг на земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдет, потому что их можно заменить: веревочками, липучками, крючками, кнопочками, ремнем, поясом и т. д.
Можно предложить Ребенку и другие ситуации, например, если бы у меня была:
- Живая вода;
- Цветик-семицветик;
- Сапоги-скороходы;
- Ковер-самолет и т. д.
"Подбери слово"
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
"Кто что умеет делать"
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, и т. д.)